Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
У Вас есть интересная цитата?
Поделитесь ею с нами!
Вы здесь
Цитаты про язык и речь
- Три года назад положил в туалете англо-русский словарь.br- И как? Наверно, язык уже выучил?br- Нет, но теперь когда слышу английскую речь хочу какать.
Начнём с криминальной субкультуры литературоведов. Её преступная сущность очевидна и легко доказуема. Настораживает уже тот факт, что литературоведение ничем не способно помочь автору. Эта лженаука не имеет ни малейшего отношения к процессу писанины и годится исключительно для разбора законченных произведений. Или, скажем, не законченных, но уже намертво прилипших к бумаге и утративших способность к развитию. Знаменательно, что сами литературоведы опасаются иметь дело с живыми авторами, дабы тайное надувательство не стало явным. Как провозгласил однажды в припадке циничной откровенности мой знакомый, ныне завкафедрой литературы: «Выпьем за покойников, которые нас кормят! » Ещё в меньшей степени литературоведение необходимо простому читателю. Этот тезис я даже доказывать не намерен. Скажу только, что читающая публика для учёных мужей и жён – не менее досадная помеха, чем автор, поэтому всё, что публике по нраву, изучения, с их точки зрения, не достойно.
Самое главное для автора ранобе – это не владение языком и не умение выстраивать сюжет. Даже не богатое воображение и не чувствительность. Самое главное – это стальной характер. Ты не должен сдаваться, что бы тебе ни говорили. Не должен паниковать, если твой роман не продаётся. Не должен писать ничего лишнего в своём блоге или твиттере. Не должен терять голову, если продажи пойдут хорошо. Не должен впадать в уныние, когда над тобой смеются. Не должен ввязываться в споры, о чём бы ни шла речь. Не должен попадать в ситуации, когда всё выходит из-под контроля. Не должен преувеличивать свои способности. Не должен впадать в самоуверенность с самого начала. Не должен беспокоиться о будущем и переживать о своём возрасте. Не должен рыдать одинокими ночами. Не должен ждать слишком многого, получая радостные вести. Не должен позволять цифрам продаж соперников влиять на себя. Не должен сдаваться, когда уже не можешь писать. Не должен выходить за дедлайны.
Язык, подчеркивающий в слове «страсть» его родство со страданием, прав, хотя в повседневном употреблении, говоря «страсть», мы подразумеваем скорее судорожный порыв, удивляющий нас, и забываем, что речь идет о душевном страдании.
С тем, кто понять умел язык природы, И в чьей груди таится к ней любовь, Ведет она всегда живые речи. Коль весел он — на радости его Найдется в ней сочувственная радость. В часы тоски, тяжелых скорбных дум, Она своей улыбкой тихо — гонит Печали мрак с поникшего чела. Живи же так, чтобы в урочный час. Когда примкнешь ты к длинным караванам, Идущим в мир теней, в тот мир, где всем Готов приют, в жилище тихом смерти, Не походил ты на раба — в тюрьму Влекомого всесильным властелином; Чтоб просветлен был дух твой примирением, Чтоб к гробу ты приблизился, как тот, Завесу кто, над ложем опустивши, Идет ко сну, исполнен ясных грез...
Леса никогда не бывают безмолвны для тех, кто понимает их язык а что касается разговоров, то умей только различать голоса леса, и ты услышишь немало разумных и поучительных речей.
Когда употребляется местоимение мы, за этим всегда стоят два человека, словно они являются одним существом. Во многих языках есть особое число, когда речь идет о двух — и только о двух — людях. Такое число называется dualis, или двойственное, и это означает, что речь идет только о двоих. На мой взгляд, это полезное число, ведь часто человек бывает один или людей бывает много. Но когда говорится мы вдвоем, кажется, что это мы нельзя разъединить.
Прекрасен рот. Но в логовище рта Беда для человека заперта. Язык его таит и зло и грех. Молчанье — вот сокровище для всех! Но коли речь не можешь устеречь. Так пусть добром твоя блистает речь. Слова любви — как золото зари... Такое, если можешь, говори! Но слово зла скатится с языка,— Гони его, как беркут бирюка!
Я был и буду...Я был и буду ярым врагомТех, кто калечит русскую речь;Буду как молния, буду как гром,Чтобы в корне это пресечь.Я - буду палач,Я - буду врач,Я - буду няней,Я - буду баней.Буду учить общенью с природой,Как понимать её напевный язык,Будь то старик, будь то безбородый,Будь то русский, осетин иль калмык.Я - буду палач,Я - буду врач,Я - буду няней,Я - буду баней.Не пожалею сил своих и плеч.Чтоб сберечь есенинскую речь! 30. 12. 2011г.
Не помню - кто из моих приятелей обронил после первого занятия : «Как вообще сознание русскоязычного человека может воспринять язык, на котором неприлично звучущее слово «ялда» означает «девочка»? Что там «ялда», доложу я вам! Что там невинная «ялда», повторяю, если наш преподаватель каждые три минуты бодро повторяет непристойное слово»***т», от которого напрягается и переглядывается вся группа. Вдруг она прервала свою речь, по-видимому заподозрив, что мы не все понимаем. - Как будет по-русски»***т»? - спросила она на иврите, оглядывая класс. Повисло секундное молчание и один из учеников, пожилой доктор исторических наук, сказал в тишине мрачно: - Да так и будет Впоследствии выяснилось, что Хана рассказывая о непростой жизни в этой стране, просто советовала всем нам хорошенько изучить свои права (они же»***т») с тем, чтобы во всеоружии вступить в борьбу с пресловутым чудовищем - вездесущей израильской бюрократией.
Гибок язык человека! Речей в нем край непочатый.
Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.
Мне нравится это ощущение пустоты. Ощущение, что я — это зеркало, отражающее облака. Я плыву вместе с ними по небу. Рассудок не вмешивается, молчит. Почему он обязательно должен вмешиваться?! Да, мы — тина и грязь. Но мы — грязь, которая разговаривает. Говорящая грязь. Вначале было Слово, и выхода нет. И пути назад тоже нет, потому что мы слишком далеко зашли, и все, что осталось, это язык (речь) и «смерть».
Одна из опасностей связана с тем, что граница между речью устной и письменной размывается. Можно было бы чувствовать себя относительно спокойно, если бы при записи устная речь «подтягивалась», становилась богаче и разнообразнее. Но получается-то как раз противоположное: примитивизируется письменная речь. Прелесть неофициального общения всем понятна, и никто не предлагает переписываться гекзаметром. Никакие сверхъестественные меры не нужны. Достаточно помнить о существовании, допустим, придаточных предложений. Уже одно это не позволяет речи быть убогой. Посмотрите на язык чата. Имея формальное отношение к письменной речи, он сплошь состоит из назывных предложений и междометий. И у многих людей вырабатывается привычка писать именно так. Они переносят ее на письменную речь вообще.
Язык, подчеркивающий в слове «страсть» его родство со страданием, прав, хотя в повседневном употреблении, говоря «страсть», мы подразумеваем скорее судорожный порыв, удивляющий нас, и забываем, что речь идет о душевном страдании.
Не о конях, ристалищах и славе, Скажу о мудрости и добром нраве. Враг твой – в тебе; он в существо твоем, Зачем другого числишь ты врагом? Кто победит себя в борьбе упрямой, Тот благородней Сама и Рустама. Не бей в бою по головам людей, Свой дух животный обуздать сумей. Ты правь собой, как Джам смятенным миром. Пусть будет разум у тебя вазиром. В том царство хор несдержанных страстей Сравню с толпой вельмож и богачей. Краса державы – мудрость и смиренье, Разбойники – порывы вожделенья. Где милость шаха злые обретут, Там мудрецы покоя не найдут. Ведь алчность, зависть низкая и злоба, Как в жилах кровь, в тебе живут до гроба. Коль в силу эти вес враги войдут, Они восстанут, власть твою сметут. Но страсть, как дикий зверь в плену, смирится, Когда могуча разума десница. Ведь вор ночной из города бежит, Где стража ночи бодрая не спит. Царь, что злодеев покарать не может, Своей державой управлять не может. Но полно говорить, ведь все равно, Что я сказал, до нас говорено.
Пусть о пороках твоих знает одна лишь постель! Там - ничего не стыдись, спускай, не стесняясь, сорочку И прижимайся бедром смело к мужскому бедру. Там позволяй, чтоб язык проникал в твои алые губы, Пусть там находит любовь тысячи сладких утех, Пусть там речи любви и слова поощренья не молкнут, Пусть там ложе дрожит от сладострастных забав. Но лишь оделась, опять принимай добродетельный облик.
Эмма ничем не отличалась от других любовниц. Прелесть новизны постепенно спадала, точно одежда, обнажая вечное однообразие страсти, у которой всегда одни и те же формы и один и тот же язык. Сходство в оборотах речи заслоняло от этого слишком трезвого человека разницу в оттенках чувства. Он слышал подобные фразы из продажных и развратных уст и потому с трудом верил в искренность Эммы.
— Ты же понимаешь, что речь идёт о столкновении частиц тёмной материи в открытом космосе!!! — Конечно, я это понимаю. И кто ты такой, чтобы говорить мне о космосе??? — Я — астрофизик, блинский ёж! Астро значит космос. — Астро значит звезда. — Ну Знаешь, что я тебе скажу. Если б мы сейчас спорили об этом на моём родном языке, я б надрал тебе задницу.
Кредит доверия у женщины истрачен, Амур ей подмигнул — и был таков. Куда не плюнь — везде сплошные мачо, А очень не хватает мужиков. Одет с иголочки, подтянут и накачен, Да так, что не сгибается рука, Изысканная речь — ну чистый мачо, А хочется послушать мужика. В Чечне недавно вышла незадача: В один из не скажу каких полков Приехали служить четыре мачо, А командиры ждали мужиков. Солдаты — не пойму, какой — удачи, С банданами поверх тупых голов, С чеченками вели себя, как мачо, - Подставили полроты мужиков. Их вытащили. Ну а как иначе? Бросать своих у наших не с руки. В родную часть уделавшихся мачо Доставили простые мужики. Я не люблю козлов, а петухов — тем паче, У них один с павлинами язык. И тот, кто держит на Руси себя за мачо, По жизни — сто процентов — не мужик!
В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.
В правильной оценке происходящего Ивану очень мешало его образование. Кто-то очень верно заметил, что все беды нынешних филологов проистекают от их начитанности и соответственно убеждённости в незыблемости вычитанных знаний. Эльфы ДОЛЖНЫ быть только такими – благородными, красивыми, романтическими, и точка! А действительность порой весьма бесцеремонно возит нас мордой об асфальт с одной лишь просьбой – принимать её такой, какая она есть, а не той, которую нам навязали литературоведческим образованием… Видимо, всему виной этот великий и могучий русский язык! Язык, который живёт, ширится и развивается исключительно по своим собственным законам, постоянно ставя в тупик всю лингвистически-филологическую братию. Язык, в котором буквально каждое слово имеет сразу два, а то и три зачастую совершенно противоположных значения. Как угнаться за ним, как придумать для него чёткие понятия и рамки? Что соответствует незыблемым «правилам русского языка», а что нет?
Потерян темпоритм русской речи. Такое ощущение, что у ведущей что-то не в порядке с животом (может, огурец съела и молоком запила?) и она очень торопится в туалет — так и тянет предложить ей «мезим». А у нас темпоритм был определенный, потому что мы знали: нас смотрят и слушают люди, которые плохо знают русский язык, — например, в среднеазиатских и прибалтийских республиках. Да и в российской глубинке плохо усваивали смысл, если темп речи превышал 12-14 строчек в минуту. А сейчас гонят по 20 строчек, в результате получается абракадабра. Нельзя просто так пробалтывать текст. Я уже не говорю о подаче. Сейчас ведь сплошь и рядом нарушается одно из главных правил: ни в коем случае нельзя начинать программы новостей с негатива, еще и постоянно подчеркивать его! У людей создается впечатление, что мы живем если и не в эпоху Апокалипсиса, то в самый его канун.
Французский язык в сущности беден, но французы умеют использовать все, что в нем имеется, в интересах разговорной речи, и поэтому они на деле богаты словом.
Лучшие Цитаты про язык и речь подобрал Цитатикс. Собрали их 67 штук, они точно увлекательные. Читайте, делитесь и ставьте лайки!
Лучшее За:
Мы упражняемся в умении быть кем-то другим — только ради того, чтобы быть хорошим в глазах мамочки и папочки, учителя и священника. Мы тренируемся, упорно тренируемся и в конце концов в совершенстве овладеваем умением быть не такими, какие мы есть.
Автор
Источник
- Альбер Камю. Записные книжки (2) Apply Альбер Камю. Записные книжки filter
- В. Ю. Соловьев. Русский язык и культура речи: Учебное пособие (2) Apply В. Ю. Соловьев. Русский язык и культура речи: Учебное пособие filter
- Евгений Лукин. Враньё, ведущее к правде (2) Apply Евгений Лукин. Враньё, ведущее к правде filter
- Ричард Хелл. Погнали (2) Apply Ричард Хелл. Погнали filter
- Агата Кристи. Час Ноль (1) Apply Агата Кристи. Час Ноль filter
- Александр Розенбаум (1) Apply Александр Розенбаум filter
- Анатолий Юркин (1) Apply Анатолий Юркин filter
- Андрей Белянин. Казак в раю (1) Apply Андрей Белянин. Казак в раю filter
- Библия. Ветхий завет (1) Apply Библия. Ветхий завет filter
- Ватари Ватару. Розовая пора моей школьной жизни сплошной обман (1) Apply Ватари Ватару. Розовая пора моей школьной жизни сплошной обман filter
- Виссарион Григорьевич Белинский (1) Apply Виссарион Григорьевич Белинский filter
- Генрих Гейне (1) Apply Генрих Гейне filter
- Гордей Гордеев (1) Apply Гордей Гордеев filter
- Гюстав Флобер. Госпожа Бовари (1) Apply Гюстав Флобер. Госпожа Бовари filter
- Джордж Элиот. Мельница на Флоссе (1) Apply Джордж Элиот. Мельница на Флоссе filter
- Дина Рубина. Я не любовник макарон, или Кое-что из иврита (1) Apply Дина Рубина. Я не любовник макарон, или Кое-что из иврита filter
- Евгений Водолазкин. Инструмент языка. Люди и слова (1) Apply Евгений Водолазкин. Инструмент языка. Люди и слова filter
- Евгений Красницкий. Сотник. Не по чину (1) Apply Евгений Красницкий. Сотник. Не по чину filter
- Лев Успенский. Слово о словах (1) Apply Лев Успенский. Слово о словах filter
- Марк Туллий Цицерон (1) Apply Марк Туллий Цицерон filter
- Михаил Михайлович Пришвин (1) Apply Михаил Михайлович Пришвин filter
- Нахтигал Франц (1) Apply Нахтигал Франц filter
- Олег Рой. Фантомная боль (1) Apply Олег Рой. Фантомная боль filter
- Осип Мандельштам. Шум времени (1) Apply Осип Мандельштам. Шум времени filter
- Парфюмер: История одного убийцы (Perfume: The Story of a Murderer) (1) Apply Парфюмер: История одного убийцы (Perfume: The Story of a Murderer) filter
- Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки (Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales);Капитан Джек Воробей (1) Apply Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки (Pirates of the Caribbean: Dead Men Tell No Tales);Капитан Джек Воробей filter
- Публий Овидий Назон. Любовные элегии (1) Apply Публий Овидий Назон. Любовные элегии filter
- Теория большого взрыва (1) Apply Теория большого взрыва filter
- Фенимор Купер. Следопыт, или на берегах Онтарио (1) Apply Фенимор Купер. Следопыт, или на берегах Онтарио filter
- Фернандо де Рохас. Селестина (1) Apply Фернандо де Рохас. Селестина filter
- Юстейн Гордер. Апельсиновая девушка (1) Apply Юстейн Гордер. Апельсиновая девушка filter