— Что делать с обидой? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Обида бывает Малая, Средняя и Большая, а также Острая и Хроническая, — объяснил мудрец. — Все эти обиды суть разновидности болезни и требуют каждая своего лечения. Малая Острая Обида похожа на укус слепня — ее лучше всего не заметить, подобно тому, как слон не обращает внимания на вопли обезьян. Средняя Острая Обида может заставить человека пошатнуться; она подобна рыси, прыгающей с дерева на спину оленя. К такой Обиде следует развернуться лицом и победить ее в открытой схватке оружием Мудрости и Самоотречения, усмиряя ее подобно тому, как всадник укрощает норовистую лошадь. Большая Острая Обида подобна стреле, поражающей воина и на время повергающей его в беспамятство. Такому человеку нужны помощь и сострадание, а иногда и крепкие путы, как обезумевшему от боли медведю. Малая Хроническая Обида подобна постоянно гноящейся царапине, про которую человек может забывать, хотя она отравляет его подобно гнилой воде из болота.
У Вас есть интересная цитата?
Поделитесь ею с нами!
Вы здесь
Длинные Цитаты из источника Авессалом Подводный. Избранные афоризмы
Долго гонялся лев Гордыни за свиньей Эгоизма, однако она всякий раз легко пряталась от него в чаще Глухой Апатии. Но однажды ему удалось-таки подстеречь ее у водопоя на реке Наслаждений. Отступать было некуда. — Ты меня не ешь, ты меня лучше полюби, — молвила свинья, пристально глядя в глаза льву. — Я нарожаю тебе отличных детей! Не отводя от нее зачарованного взора, лев медленно вошел в реку и, погрузившись в ее воды, обернулся громадным кабаном. Потомство пары удивило все джунгли своими достоинствами. — Вот что значит свежая кровь! — говорила счастливая мать.
— Учитель! — обратился к Ходже Насреддину ученик. — Я столь непоследователен, противоречив, постоянно колеблюсь между любовью и ненавистью, сомнением и верой, нежностью и непримиримостью, а порой откровенно колюч. Не трудно ли тебе со мной? — Взгляни на этот куст чертополоха, — ответил Ходжа. — Он зелен, запылен, украшен чудесными цветами и весь в острых шипах — но служит моему ишаку превосходной пищей.
— Чем отличается истинный энтузиазм от ложного? — спросили ученики Ходжу Насреддина. Ходжа сказал: — Ураган Ложного Энтузиазма ломает мачты и рвет паруса ладьи Намерения, сажая ее на рифы Неучтенных Препятствий и сбивая с курса на остров Намеченной Цели. Истинный Энтузиазм подобен могучему стволу пальмы Устремленности, неуклонно возносящему кокосы Добродетели в небеса Богоугодных Свершений.
— Что является главным препятствием для расширения сознания? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Иллюзия, что оно похоже на устрицу, — ответил мудрец. — В действительности сознание подобно океану, на поверхности которого мельтешат разноцветные рыбешки Повседневных Мыслей, а в глубине медленно и величаво проплывают гигантские киты Научных Теорий и осьминоги Философских Концепций.
— Объясни нам, что такое философия, — попросили ученики Ходжу Насреддина. — Философия есть искусство глубокого понимания, — ответил Ходжа. — Взгляните, к примеру, на моего ишака. С точки зрения прохожих, я езжу на нем. Я сам, учитывая его нрав, полагаю, что в гораздо большей степени он ездит на мне. А с философской точки зрения мы неразличимы как предикаты верховой езды.
— Как можно бороться с ленью? — спросил ученик Ходжу Насреддина. — Иногда помогает сила воображения, — ответил Ходжа. — Вот, например, ты лежишь, не в силах встать с кровати. Представь, что океан мирового «я» выходит из берегов и заливает пол твоей комнаты. К тому времени, как вода достигнет твоего носа, ты или встанешь, или захлебнешься, или просветлишься.
Однажды к Ходже Насреддину, поливавшему свой огород, заглянул странствующий дервиш. — И какой смысл находишь ты в этих овощах? — разочарованно спросил он. — Подобно тому, как из своих семян вызревают эти огурцы, из глубины твоей сущности вырастают вопросы ко мне, — молвил Ходжа, — и, отвечая на них, я тем самым способствую росту своего урожая.
— Что такое религиозное видение? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Сначала человек прозревает видимый мир, — ответил Ходжа. — Затем он долго и смутно прозревает за видимым миром Бога. Внезапно он ясно видит Бога. После этого он долго смутно прозревает за Богом видимый мир. И наконец он ясно видит и то и другое вместе.
— Расскажи о скептиках, — попросили ученики Ходжу Насреддина. Ходжа сказал: — Скептицизм бывает здоровый и непреклонный. Здоровый скептицизм подобен узде, которой человек укрощает жеребца своего Энтузиазма. Непреклонный скептицизм подобен лопате, которой человек роет яму на пути этого жеребца, не сумев с ним справиться.
— Путь, который я избираю, никогда меня не устраивает, — пожаловался Ходже Насреддину ученик. — Сделав по нему два шага, я тут же ощущаю его неистинность. — Ящерица твоего Сомнения слишком уютно устроилась в Болоте Раздумий, — ответил Ходжа. — Забросай ее кокосами Личной Значимости с пальмы твоей Гордыни.
— Скажи, что такое карма? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Карма есть понятие противоположное свободе, — объяснил мудрец. — Например, корова обречена родиться с рогами и выменем, и в этом ее карма. При виде человека она может начать бодаться или доиться, и в этом его свобода.
Однажды сосед зашел к Ходже Насреддину в весьма расстроенных чувствах. — Я сегодня подумал, — сказал он, — зачем вообще молиться, просить Аллаха о том, о сем… неужто Он Сам не знает, что мне лучше или хуже? — Аллах точно знает, — ответил Ходжа. — Вопрос в том, знаешь ли это ты.
Сосед зашел к Ходже Насреддину в некотором смущении. — Мне кажется, в своих отношениях с Аллахом я перехожу опасную грань: начинаю Ему противоречить, — сказал он. — Это невозможно, — ответил Ходжа. — А ты подслушал перебранку своего эго с шайтаном.
— Нужны ли религиозному человеку долг и совесть? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Совесть есть песок, которым человек посыпает весьма скользкие ступени Лестницы Богопознания, — ответил мудрец, — а долг — перила этой Лестницы.
Огнедышащий дракон Похоти и толстенькая свинка Наивного Эгоизма, свойственные юности, с годами стареют и становятся похожими друг на друга: дракон начинает дышать свинством, а свинья худеет и покрывается бронированной чешуей.
— А ты не боишься когда-нибудь сморозить откровенную глупость? — спросил у Ходжи Насреддина скептик. — Оказавшись по ту сторону ума и не-ума, это перестает быть проблемой, — сказал ему по секрету великий мудрец.
— Закрыта ли дорога к Богу для человека, равнодушного к своим близким? — спросили у Ходжи Насреддина. — Близкие — не единственный путь ко Всевышнему, — ответил мудрец, — хотя и самый близкий.
— В чем причина твоей скромности? — спросили Ходжу Насреддина. — Верблюд моего Самомнения ни за что не встает на колени, — объяснил мудрец, — поэтому мне не удается на него влезть.
Ходжу Насреддина спросили: — Нужно ли развивать гибкость тела? — Если одной ногой идешь по жизненному пути, а другой — по духовному, быстро сядешь в шпагат, — ответил мудрец.
— С чего начинается самовоспитание? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Когда человек понимает, что скромность не бывает ложной, а величие — истинным, — ответил мудрец.
— Когда можно быть уверенным, что ты встал на Путь? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Когда исчезает разница между самопознанием и самовыражением, — ответил мудрец.
— Учитель! Не слишком ли много вопросов мы задаем тебе? — спросили ученики Ходжу Насреддина. — Какой же крокодил сочтет свою зубастость чрезмерной? — удивился Ходжа.
— Нужна ли культура религиозному человеку? — спросил сосед Ходжу Насреддина. — Культура есть искусство тонкостей, — ответил мудрец, — а тончайшая тонкость — Бог.
Если бы я, начиная свои дела, знал, как они кончатся! Если бы, заканчивая свои дела, я вспоминал, как они начинались! То никогда бы не узнал, что такое мудрость.
Длинные Цитаты из источника Авессалом Подводный. Избранные афоризмы подобрал Цитатикс. Собрали их 263 штук, они точно увлекательные. Читайте, делитесь и ставьте лайки!
Лучшее За:
А что такое счастие? Насыщенная гордость.
Источник
- (-) Remove Авессалом Подводный. Избранные афоризмы filter Авессалом Подводный. Избранные афоризмы